Предвыборный «фейкомет» больше не работает. Общество стало зрелым, и российские избиратели стали легко «вычислять» фейки

09.09.2021

Еще до старта нынешней избирательной кампании эксперты прогнозировали масштабное распространение недостоверной информации с целью подорвать доверие российского общества к институту выборов и их легитимности. Спустя почти год предположения подтвердились, практически полностью повторив спрогнозированную схему, и усилили значимость задачи недопущения распространения ложных сведений.
Об этом говорили участники онлайн-конференции, которая состоялась 8 сентября на площадке международного пресс-центра медиагруппы «Россия сегодня».
Председатель Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Александр Брод выступил с презентацией доклада: «Фабрика фейков и другие информационные риски и угрозы индустрии делигитимизации на выборах-2021».
Спикер отметил, что стратегия дискредитации выборов имеет своих заказчиков, исполнителей и аудиторию. «Задачей является сформировать массовое представление общества о нечестности и нелегитимности голосования, создать негативный образ России как недемократической страны, где власть опирается на беззаконие», - считает эксперт.
Ассоциация «НОМ» анализирует тему изготовления и распространения фейков на протяжении пяти лет и выявила характерные приемы и методы делигитимизации выборов. Кампания по фабрикации фейков включает несколько этапов: на первом объектом атаки становится якобы репрессивное избирательное законодательство. Далее следует декламация недопущения участия в выборах оппозиции и отказ в регистрации, создание неравных условий для агитации. В дни голосования внимание акцентируется на нарушениях, причем зачастую откровенно сфабрикованных: используются видеоматериалы о событиях в другой стране, в другое время, часто и вовсе постановочные. На поствыборном этапе подключаются так называемые аналитики, которые через псевдонаучные выводы: социологические, статистические, математические данные надуманного характера пытаются доказать якобы «массовые» нарушения.
«В нынешнюю кампанию фейк-индустрия выдает «на-гора» объемы все новой и новой информации с подключением международных структур и ангажированных политиков, - отметил Александр Брод. – Еще в конце прошлого года мы подготовили доклад «Фейк-прогноз-2021. Стратегии и технологии дискредитации будущих выборов», в котором спрогнозировали основные линии атаки. К сожалению, большая часть наших предположений сегодня осуществляется в реальности».
О том как информационные фейки и нападки на организацию избирательного процесса отражаются на выборах в Туле рассказали региональные эксперты.

Эксперт Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» в Тульской области Андрей Белобрагин отмечает, что «еще в декабре 2020 года в Европарламенте звучали призывы не признавать легитимность предстоящих выборов. Основными направлениями критики со стороны различных западных институтов, как и прогнозировали эксперты НОМ, стали многодневное голосование, отсутствие международного наблюдения, завышенные барьеры при регистрации списков и кандидатов, попытки персональной дискредитации руководителей Центральной избирательной комиссии.
Многодневное голосование положительно зарекомендовало себя в период пандемии коронавируса. В Тульской области оно прошло организовано и без сбоев. Более того, избиратели считают удобной возможность голосовать в один из нескольких дней и не хотят от него отказываться.
Из обычно осуществляющих наблюдение иностранных организаций только БДИПЧ ОБСЕ под надуманным предлогом отказалось от международного наблюдения в России, что вызвало бурную реакцию госдепартамента США. Отказ БДИПЧ ОБСЕ от наблюдения, например, в Норвегии, подобной реакции не вызвал.
Таким образом имеются основания говорить о предвзятости в отношении нашей избирательной системы.
В таких обстоятельствах перед экспертным сообществом, журналистами, блогерами и всеми неравнодушными гражданами Тульской области стоит задача реагировать на возникающие сообщения о выборах не только оперативно, но и компетентно и ответственно. Вся распространяемая информация должна быть проверенной и правдивой, что позволит не вводить в заблуждение избирателей, не помогать тем, кто умышленно дискредитирует выборы в России в целом и Тульской области в частности.»
Руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ Консалтинг» Алексей Игнатов отмечает, что «тульские избиратели очень консервативны и прагматичны, их «не проймешь» заокеанскими сказками о якобы массовых фальсификациях и срежиссированными фейками. Туляки регулярно демонстрируют довольно высокую явку на всех выборах и что называется своими глазами видят, что серьезных нарушений на наших выборах не происходит. Конечно, в некоторых СМИ и отдельных сообществах в соцсетях пытаются выдавать «чернуху», но отклика у туляков эти попытки не находят.» Не пользуются доверием туляков и самые разнообразные организации иноагенты – их деятельность на территории региона почти незаметна. «Однако перед самыми днями голосования я прогнозирую всплеск активности всевозможных «наблюдателей», «правдоискателей» и «защитников избирателей» с сообщениями о якобы массовых вбросах, нарушениях и тд, однако никаких фактов, кроме громкого крика эти обличители как правило не предъявляют, - отметил эксперт.
Журналист, общественный деятель Светлана Митрофанова напомнила, что противодействие фейкам в сети Интернет является одной из основных задач регионального общественного штаба по наблюдению за выборами, созданного в феврале нынешнего года по инициативе Общественной палаты Тульской области: «то есть, еще на старте кампании появление недостоверных данных было прогнозируемо, и в Тульском регионе началась своевременная и активная подготовка к информационным атакам и попыткам дискредитации выборов. За летние месяцы штаб провел обучение почти 5 тысяч общественных наблюдателей, к образовательной программе приглашались и наблюдатели от политических партий.
Были приняты все меры, чтобы исключить любые попытки делигитимации выборов. Настал черед коллег-журналистов продемонстрировать свой профессионализм и максимально тщательно проверять информацию о ходе избирательной кампании, детально разбираться в каждой ситуации, использовать официальные источники, а не сомнительные ресурсы».

Фотографии

Возврат к списку