Председатель комиссии по взаимодействию с общественными советами и ОНК Ирина Батанина рассказала о повседневной жизни россиян на фоне пандемии COVID-19

15.05.2020

Пандемия COVID-19 сильно повлияла на мировой порядок в целом, ситуацию в различных регионах и государствах, мироощущение большинства людей. Изменения затронули практически все стороны жизни: от показателей динамики глобальных и локальных процессов в экономической, социальной, образовательной, культурной и иных сферах до индивидуальных моделей поведения, от бытовых привычек до восприятия окружающего мира.

Председатель комиссии по взаимодействию с общественными советами и ОНК Ирина Батанина отметает, что: «Специалисты в разных странах прогнозируют, что на восстановительный период (до показателей начала 2020 г.) потребуется 1-2 года, и это при достаточно оптимистичных сценариях. В то же время весьма расхожим стало утверждение, что после пандемии коронавируса мир уже не будет прежним.

Несмотря на банальность высказывания, следует признать: «ситуация с COVID-19 стала своего рода точкой бифуркации для человечества». Достаточно активно и в научном сообществе, и медиапространстве идет обсуждение проблем трансформации облика современного мира после пандемии, последствий данного кризиса для мировой политики, глобальной экономики, экологии и в целом мироустройства. Вместе с тем возникает вопрос: как пандемия COVID-19 изменила повседневную жизнь рядового россиянина, его ежедневное поведение, настроения и ожидания?

В качестве своеобразных маркеров повседневных практик граждан выступают модель покупательского поведения и динамика информационных потребностей граждан, т.к. их параметры в значительной мере зависят от имеющихся у людей актуальных представлений относительно складывающейся ситуации и перспектив ее развития. Поэтому именно с этих двух показателей следует начать анализ проблематики.

Наиболее заметно специфика восприятия россиянами угроз, связанных с пандемии коронавируса, проявилась в характеристиках покупательского поведения, которое за два месяца режима повышенной готовности менялось несколько раз (исследователи выделяют в этой динамике до шести стадий). На начальном этапе (когда только появились первые сообщения о заболевших в других странах) наблюдался рост интереса к продуктам для поддержания здоровья и повышения иммунитета. Затем по мере увеличения объемов информации о распространении вируса усилилось внимание к товарам, которые можно обозначить как средства индивидуальной защиты, что позволило зафиксировать так называемую реактивную стадию заботы о здоровье. Когда стало понятно, что ограничительных мер, связанных, в том числе, и со свободой перемещения не избежать, покупательское поведение можно было охарактеризовать как закупку впрок и подготовку к возможному карантину. С введением режима повышенной готовности россияне ограничили посещение магазинов: большей популярностью стали пользоваться «магазины у дома», отмечен резкий рост онлайн-продаж и некоторый рост цен на ряд товаров, пользующихся особо высоким спросом. Сейчас наблюдается ситуация возвращения к прежней (докризисной) модели поведения, но с некоторыми оговорками. Так, происходит постепенное восстановление спроса на цифровые товары, бытовую технику и электронику, в то время как спрос на другие категории товаров остается еще низким. В целом многие потребительские решения стали более осознанными, а сами граждане стали в большей степени отмечать ориентацию на экономию, в частности, указывают о стремлении сокращать расходы на развлечения, организацию отдыха и товары длительного пользования. Кроме того, ожидается сокращение общей инвестиционной активности, т.к. какое-либо долгосрочное планирование при такой высокой неопределенности (в том числе, и в силу непредсказуемости дальнейшего проявления эпидемилогических факторов) оказывается невозможным.

Несмотря на постепенное смягчение самоизоляции населения, уровень онлайн-продаж не снижается, что позволяет прогнозировать закрепление этой практики в модели потребительского поведения граждан. Увеличение сегмента лиц, осуществляющих онлайн-покупки, произошло, прежде всего, за счет тех, кто до ситуации пандемии этим механизмом не пользовались в силу недоверия к интернет-магазинам в целом. В нынешней ситуации, получив позитивный опыт онлайн-покупок, граждане не планируют от него отказываться.

Значительное влияние на настроения и ожидания людей оказывают содержательные и технологические аспекты информирования о кризисе. Особенностью нынешней ситуации является то, что с началом распространения вируса на все новые территории проблема освещалась мировыми СМИ в режиме «нон-стоп», при этом в содержательном плане информация преподносилась весьма противоречивая с апелляцией к «лидерам мнений» в лице экспертного сообщества, политиков, общественных деятелей, «обычных граждан, находящихся в гуще событий». При этом сама информация носила разноплановый характер: официальные заявления, неофициальная информация, включая слухи, фейковые сообщения. Достаточно значительный объем информационного потока занимали сообщения, одновременно сочетающие достоверную и недостоверную информацию, и именно они производили особое впечатление, создавая почву для тревоги. Кроме того, преобладание информации, направленной на возбуждение людей при явном дефиците контента успокаивающего характера создавало дополнительные условия для распространения страхов и панических настроений, особенно на начальных этапах кризиса. Восприятие COVID-19 в качестве инфернальной угрозы, способной добраться до каждого человека даже в его собственном жилище, и в силу этого повышенный интерес к тематике (пик интереса пришелся на апрель 2020 г.), ориентация как на формальные (традиционные СМИ), так и неформальные (социальные сети и мессенджеры) каналы коммуникации, готовность лично участвовать в обсуждении вопроса активизировали механизмы внушения и психического заражения, что привело к проявлениям признаков психоза в информационном пространстве. Также в период режима повышенной готовности несколько изменился рейтинг предпочтительных источников информации: наблюдалось относительное сокращение аудитории телевизионных передач и радиостанций в пользу интернет-ресурсов и межличностного общения.

В настоящее время можно говорить о постепенной нормализации ситуации: так существенно уменьшилась доля лиц, демонстрирующих панические настроения, да и в целом уровень интереса к теме пандемии коронавируса снижается. Вместе с тем следует отметить, что есть регионы, где проблематика по-прежнему занимает первые позиции в иерархии информационных интересов, и Тульская область входит в их число. Причем в данной ситуации оценка качества информации становятся критичнее: люди обращают внимание на «несостыковки», неточности и противоречия в содержании контента, сопоставляют информацию из различных источников и т.д. Основным мотивом поиска информации о пандемии на сегодняшний день является определение сроков «возвращения к обычной жизни» - рассказала председатель комиссии по взаимодействию с общественными советами и ОНК Ирина Батанина Ирина Батанина.

 

Возврат к списку